Julia Osina (pl_yum) wrote,
Julia Osina
pl_yum

Categories:

про хэнд мейд в широком смысле

не помню, где читано, не помню у кого:  "индпошив - это и есть самый настоящий люкс". И сие на мой взгляд очень верно.
потому как люкс - это не то что дорого, а то что редко и эксклюзивно. И если оно сделано качественно, на высоком уровне, то оно и дорого или даже очень дорого.
если же оно только дорого, или даже очень дорого, но продается в сетевом магазине, то это всего лишь маркетинг и осваивание некоторой покупательской ниши.
И цена на изделие, будь то пара туфель, тиара или кружевные трусы тем выше, чем изделие уникальнее. Берем кружевные трусы в магазине готовых трусов - одно. А заказываем в портного изготовить трусы по своим меркам - плОтим еще и за экслклюзив.

а если самой сделать?

понимаете, есть тонкая и интересная грань между понятиями "сделано на заказ" и "сделала сама". Потому как если ты заказала и заплатила, то это будет более эксклюзивная штука, и ценится она выше в обществе приличных донов, чем покупная в магазине. А если заказала у какого-то мега-мастера, так это аще космос. Вещь, даже субъективно не слишком красивая, сразу приобретает бОльшую ценность и значимость, ее же делал мега-мастер!

а если сделала сама?
это более сложная категория.
во-первых, свою работу мы не можем оценить объективно. Нам свойственно недооценивать или переоценивать свой труд. Чаще именно недооценивать.
во-вторых, если это не разовая работа, а длительное увлечение, мы видим собственные мелкие огрехи под лупой, мы знаем, насколько может быть лучше, точнее, ровнее, аккуратнее, интереснее, технологчнее. другие-то не видят.

в этом вопросе мне вспоминается осенний жжшный скандал, как одна стилистка девушку Катю одевала. Там среди прочего было много претензий к посадке изделий, к крою сшитого на заказ платья. И некоторые критиканы потом для самых тупых еще писали ликбезы и показывали под лупой, как же должны сидеть вытачки, заворачиваться полы жакетов и отутюжены шовчики. И вопрошали "Катя, где были ваши глаза?". йоперный ты театр, как будто каждый встречный и поперечный понимает. Как будто если бы каждый встречный и поперечный понимал, как же правильно должны сидеть брюки и раскроена майка, так на улицах на тебя не прыгало бы столько неудачно сидящих брюк и перекрученных маек.
стилист и портной должны понимать. Работа у них такая, следить за хорошей посадкой и показывать и рассказывать. Но клиент и участник? сторонний наблюдатель? где были его глаза? да нигде. он, клиент, приходит и предпочитает не следить. Потому что если еще и тут надо следить, так за что ж тогда уплОчено.
мы бы приходили к доктору, доктор бы нам лечение выписывал, а мы бы потом перепроверяли его. А зачем тогда нам к доктору, если мы сами такие грамотные лекари?
я не снимаю ответственности с доктора за неправильное лечение. Не снимаю ответственности с портного, который сделал некачественно свою работу, не снимаю ответственности со стилиста, который проморгал и не показал. Но в данном конкретном случае какие же претензии могут быть к Кате?
вот если бы Катя сама себе шила то платье, если бы она не первый раз за машинку уселась, а занималась бы этим лет 5, могла посещать швейные мастер-классы, видеть огрехи других и видеть вещи высокого уровня изготовления, вот тогда она бы конечно увидела, как неправильно полы жакета завернуты и швы недостаточно отутюжены.

фокус-то в том, что подавляющее большинство людей этого не просто не знают, а и не видят и внимания не обращают. И это к вопросу о невозможности объективно себя оценить. Потому что если уж вы варитесь в среде хэнд мейда, то вы видите и более качественные работы и менее качественные и вам может казаться - не, у меня поделка, мне еще расти и расти. Хотя сторонний наблюдатель, не из среды, он будет восхищаться и хвалить.

момент номер три. Мы родом из детства.Не всегда счастливого, безмятежного, сытого. Перешитые вещи старшей сестры, выкройки бурды от безденежья, когда подружка или самая популярная девочка в классе щеголяет в обновках. А над тобой подшучивают за бедность твоих родителей. И детские ревы в подушку и обещания - я никогда! никогда-никогда-никогда! "я все вынесу, я через все пройду, и когда это закончится, я никогда не буду голодать! я солгу, убью, украду, но никогда больше не буду голодать" (с)
и даже если вы прекрасно умеете шить или вязать или что угодно делать руками, те самые голоса постоянно наталкивают на мысль - я это на самом деле люблю делать? или делаю, чтобы сэкономить? а если меня будут считать бедной сироткой?

и тут, вы знаете. истинная эксклюзивность ручного труда практически всегда обесценивается и скрывается очень большая разница между "мне сделали на заказ" и "я сделала это сама". Отношение оценивающего всегда зависит от собственных представлений о ручном труде. Потому что ведь может быть "сделала сама" - бедняжка, приходится экономить, а "заказала сделать для себя" - богачка, денег не жалеет. ХОтя! и там и тут ручная работа и эксклюзив по болшому счету.

я пока думала над этим текстом, вспомнила одно объявление. у меня нет картинки и где ее найти - понятия не имею. я расскажу словами. Объявление было о продаже "эксклюзивного вязаного кардигана", космический размер работы, куча кос, аранов, шишечек -  ручная работа и цена немаленькая. И на картинке красовалась вещь, которая прям кричала о себе - меня сделали руками.  Я не могу сказать, было ли оно сделано неаккуратно, но меня удивила цена, и было такое ...ммм...ощущение.
и я тогда размышляла - кто потенциальный покупатель этой вещи?

есть же ситуации, когда хэнд мейд в общем и не должен претендовать ни на что другое, и сложно себе даже представить, что это не ручная работа.
4bob_marlifriendship921-600x433

есть ситуации, когда я искреннее и до сих пор удивляюсь
асос

Почему удивляюсь? нет, не потому, что можно купить дешевле или тоже самое сотворить из старых.
удивляюсь, что гранжевая стилистика  торгуется за 15 тыщ. Гранж - это что? это вызов обществу, мне все равно как я выгляжу. И тут бамц - наааа тебе 14 тыщ  893 рубля и 58 копеек на твое все равно. Мне это непонятно.

И есть ситуации, когда хэнд мейд ... ммм... какой-то совершенно неуместный и выглядит сиротски
6_195платье

и мастер молодец. И сделано все каКчественно (мне по крайней мере не видно никаких огрехов и неаккуратностей).Но вещи из другой жизни

вот жеж тоже вязаное
3049541_ml (1)радуга

И в чем разница? разница в антураже.

не любая вещь может жить в городе и общественном транспорте
l (9)
неее, она может жить, а может и нет. Тут как бЭ много факторов надо собрать вместе.

не любая идея выдеживает переделки
l (11)l (12)

креатив - это штука непростая по большому счету.
121Снежинка-3

не любая личность, среда и образ жизни креатив выдерживают
23b7a1finskiy-strit-stayl-chast-vtoraya

да и много всего другого.

мы же, понимаете, не говорим в общем - а можно носить самодельные вещи? а не выглядят ли они сиротскими? носить можно все, а уж как вещь выглядит - и когда ее уместно носить, чтобы она выглядела выигрышно - это зависит от конретной вещи.

так вот тот самый кардиган с кучей аранов, кос и шишечек и немаленькой ценой, который кричал - меня сделали руками - вот он был таким, что вроде и городская вещь, и с претензией, и с амбициями, но уж больно ручной. Стилистика, в которой ручная вещь такого исполнения ужилась, как-то совершенно не выдерживала такого фасона и столько амбиций. И уж тем более совсем про другие цены была.

Довольно часто встает вопрос - а достаточно ли хорошо то, что я делаю? А можно ли это носить? а не выглядит ли это поделкой?
я могу совершенно точно сказать, что если человек много лет занимается вязанием, шитьем, изготовлением крутых украшением или чего угодно еще, то почти никогда эта вещь не выглядит поделкой по качеству исполнения. А уж сторонний наблюдатель и вовсе качество оценить не может. ДРугой вопрос, что не всегда мастер может уместно применить свое изделие.
l (7)l (10)
и это вопрос не качества. Это вопрос уместности, понимания КАК носить ту или иную вещь.

я могу совершенно точно сказать, что если нам кажется, что я щас кааак тяп-ляп и готово, ничего сложного, любой новичок справится. Так почти всегда это будет уровень поделки. Качественная вещь делается и из хорошего материала и с пониманием технологии. Хотя и новичковая поделка будет экслюзивной по сути своей. И вопрос, а можно ли ее, поделку, носитЬ, применять и использовать, складывается из массы параметров. Если это стеклянные бусы для детского утренника. И если это стеклянные бусы, как глум над брульянтами. И если это стеклянные бусы как имитация самоцветов. Это же совершенно разные стеклянные бусы.

Так вот, если вы сами для себя что-то делаете и раздумываете - а можно? а надо? а уместно ли? так вы оценивайте сразу комплекс параметров. И качество исполнения, и умения носить, и среды, и вашей личности. И почти никогда тут некорректно говорить вообще и в общем. Ибо мы имеем ввиду только конкретные вещи и только конкретные ситуации.



Tags: общественно-полезное, ошибки, стиль
Subscribe
promo pl_yum june 16, 2019 13:21 24
Buy for 200 tokens
Когда все блоги прочитаны, все видео промотаны, а воз и ныне там вам нужно что-то, чтобы начать это применять. «просто начни и делай» Да? Как будто начать и делать просто. Но если бы это было действительно так, все всё делали бы. Понимаете? Все и всё. Изменения — это совсем не просто. И делать…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →