pl_yum

Categories:

Самообразование как образ жизни

Накопила немножко опыта, хочу рассказать. 

Мне оч близко не столько самообразование, сколько саморазвитие. Учиться, учиться, учиться. Стань лучшей версией себя. Стремись. Выходи из зоны комфорта. Вот это все. 

И мне, честно, кажется, что я много этим занима(лась). То есть было таки за что себя по голове погладить, и плюсик поставить. 2 года назад я начала планировать (хотите расскажу как я стала маньяком планирования?)), и тогда поняла, что раньше особо ничем и не занималась (мне тогда так показалось). 

Вторая позиция, которая мне близка: время мы либо тратим, либо используем. Либо/либо, третьего не дано. И если думать, что неиспользованное время просто утекает, становится жалко.

Причем, я, конечно, считаю, что время полежать на лужайке или посидеть в кинотеатре с попкорном — это использование, а не трата. Восстановление, наполнение, передышка. И я хоть и говорю тут мотивационными фразами, на самом деле не представляю из себя ходячую мотивацию. И не считаю, что все должны развиваться. 

Но вдруг вы где-то около саморазвития ходите. И вдруг вам мои размышления пригодятся. Так что, дальше по делу. 


Нет никакой лучшей версии себя 

Мотивация нужна, но эта не работает. Лучшая версия — это я сейчас. Когда я где-то досамообразуюсь, я буду другой, тоже буду я, и тоже буду лучшей. Для себя, каэшн. 

Цель «стать кем-то другим» не работает. Работает цель с получением конкретного результата. Желательно достижимого. Желательно хотя бы частично достижимого быстро. 

Не работает «хочу подтянуть английский, чтобы было». Работает «нужно сдать экзамен, чтобы пройти по конкурсу». Это азбука, но нам кажется, что стать лучшей версией себя — это достаточно конкретная цель. 

Еще нам кажется, что большие цели, как у всех, нам тоже подходят. Все ходят в зал, я тоже хочу ходить, это полезно. Все сдают на права, я тоже сдам, пусть будет. Все хотят путе... ну вы поняли. 

На самом деле, если использовать метод ранжирования целей, то все средней важности сначала уйдет на второй план. Хорошо бы подтянуть английский, но сейчас есть интерес получше. А потом и вовсе стирается из актуальных задач — ой, да, когда-то я хотел подтянуть английский. 

Чем четче цель, чем нужнее и полезнее результат, чем он достижимее и ощутимее, тем больше вероятность, что мы начнем что-то делать. 

Из этого следует, что надо не просто перерабатывать цели, пересматривать, а вообще этим целеполаганием заниматься. А в случае с постоянным самообразованием — заниматься регулярно. 


Невозможно постоянно находиться в процессе самообразования

Ну вот знаете, «я постоянно обучаюсь». Читать что-нибудь по теме и смотреть дискавери вместо дома-2 — это другое.

Вообще, что такое образование — мы начинаем видеть мир с учетом полученных знаний.  Узнали теорию цветотипов, углубились, вникли в различия оттенков. Раньше вы видели 20 оттенков. Теперь вы тем же оттенкам можете приписать характеристики. Плюс видите в три раза больше, потому что про каждую характеристику есть сравнительный ряд. И насмотренность зашкаливает, теперь обложки книг раскладываете на теплый, яркий, светлый. 

У любого процесса есть этап активного набирания знаний, и этап их применения. Когда применяем, перестраивается прежняя картина, отстраиваются новые связи и появляются новые вопросы. Постоянно быть в этом состоянии невозможно. Нужен этап, когда для новых знаний мы определяем свою полку. 

И чтобы не теряться в процессе ожидания, не буксовать, опять же нужен видимый план личного развития (заниматься и заниматься регулярно — про это тоже). 


Можно не доводить до конца

Это тоже где-то из «взялся за гуж, не говори, что не дюж».  Если помнить про время, которое либо тратится, либо используется, то заниматься тем, что не нужно и не нравится (хотя, безусловно, полезно) — значит, тратить время. Которого вообще-то мало, и которого жалко. 

Еще одна причина, почему я считаю, что план необходим, и регулярные занятия тоже. 

Вот вы придумали выучить китайский. Класс, тоже хочу. Чтобы что-нибудь (можно я не буду додумывать для китайского удобоваримых целей?) Начали, и  утопли. Неправильно силы рассчитали, результатов не видно, не так и классно оказалось. Стандартный план развития в этом случае знаете же какой? заниматься пореже (что-то я разогналась) — раз. Так, ну один раз пропущу, ничего страшного — два. Кажется, я забыла половину и топчусь на месте, навались, ну-ка! — три. Трепыхания между два и три вплоть до четыре — всё. 

То, что вы не довели до конца китайский — это ерунда. Плохо — чувство неудовлетворенности собой. Плохо — неанализирование причин и следствия, в чем была проблема на самом деле. И если у вас нет плана, то умер китайский и ладно, потом как-нибудь придумаю что-нибудь другое. 

А, можт, там проблема в тайм-мендежменте. И пока вы ее не обрисуете, не решите, любое начинание будет проваливаться. Понимаете? 

Другое совсем дело, если у вас план, если у вас веер возможностей. Вы беретесь и за китайский, и за изучение эмоционального интеллекта. Во-первых, для этого нужно больше мочь организовывать себя. Во-вторых, больше выделенного времени. В-третьих, если не пошло что-то одно, всегда есть другое. И в-четвертых, легче не быть заложником того самого гужа — зачем я буду тратить (!) время на неинтересное, если столько всего еще хочется. 


Про план

  • В план должны входить сферы интересов: вообще разных и всех, ранжированных и нет. И сферы интересов на ближайшее время. 

Путем пробования разных стратегий я пришла к тому, что мне удобнее фокусироваться на трех областях в месяц. Две основные и одна запасная. 

Но еще я встречала описания — 5 на год, 2 на наделю. Мне кажется, что тут надо пробовать, но записать сферы интересов и ранжировать — это, как мне думается, базовое упражнение любого достигатора) 

  • В плане должно быть про место и время. 

Мало придумать «заниматься фламенко», надо понимать, когда и где. Для таких активных целей вроде как понятно, что эффективнее будет не дома под видеокассету (хотя тут все от целей и ценностей). Когда говорим про интеллектуальное дело, то надо организовывать свое время и рабочее место самостоятельно. 

Причем нужно не только время и место, нужно еще время, чтобы заниматься целеполаганием, оценивать результаты и гладить себя по голове. 

Ну раз у меня есть фокус на месяц, то понятно, что раз в месяц и итоги подвожу, и новые задачи выкатываю себе. Но еще у меня есть недельные отрезки и 6тинедельные (даже стыдно сознаваться, какой я на самом деле маньячело планирования).

  • План должен быть гибким, личным и обязательным

А это тоже один из скиллов самообразования. Даже три скилла сразу про любовь к себе, самодисциплину и тайм-менеджмент. 

И если при этом не помнить про регулярность, возможность безболезненно бросить неинтересное и полезные личные цели, то можно прям сразу ставить крест на любом начинании)) Очень уж сложно оно все выглядит. 

____________

Получается, что эффективное самообразование идет рука об руку с планированием. Либо начинаешь процесс совершенствования и нуждаешься в том, чтобы упорядочивать. Либо в процессе упорядочивания приходишь к необходимости изучения. 

Мне кажется более продуктивным тот путь, где в основе основ лежат понятные нужные и достижимые цели. А будет ли это задача упорядочить, или задача что-либо узнать — вопрос уже второй. 

promo pl_yum june 16, 2019 13:21 24
Buy for 200 tokens
Когда все блоги прочитаны, все видео промотаны, а воз и ныне там вам нужно что-то, чтобы начать это применять. «просто начни и делай» Да? Как будто начать и делать просто. Но если бы это было действительно так, все всё делали бы. Понимаете? Все и всё. Изменения — это совсем не просто. И делать…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.