pl_yum

Category:

Про современную литературу и вкусы

Я, знаете, за карантин от литературы устала. И решила даже, что летом художественное вообще читать перестану, углублюсь в нонфикшн и замахнуть на научпоп. Маленький мостик оставила только янг эдалт, ну вдруг мне очень захочется художественных слов. 

Но случилось совершенно другое, я вдруг припала к длинному списку литературной премии «Ясная поляна». А это художественное художественное и еще раз художественное. Сложно сказать, как меня туда качнуло, да еще с такой предысторией. Но вот читаю весь июль. 

Прочла 8 книг, наметила еще 6. И так получилось, что читаю окололитературные темы, участвую в обсуждениях. И... накопила. 

Современную литературу ужасно ругают за язык

Ну, тут я должна сказать, что ругают любители слога классического. Ах, и жаргон там, и слова нецензурные. Ой-ой-ой. Но как бы эта... ну жизнь же такая. Нельзя же показать шмоналку в лагере с качественным французским. Она же шмоналка! Она жесткая и она злая. И с кем ей на французском говорить? 

Чем более современное время, тем больше язык будет отличаться от начала 20 века в романах графа Толстого. 


Современную литературу ругают за темы

И поверхностно (ну не про войну и мир, про какую-нибудь личную трагедию уже все). Вторая претензия — понамешано. 

Современные романы, естественно, значительно динамичнее. Больше персонажей — это как минимум. У всех своя история. никто не будет вводить «одну  загадочную женщину». Это будет вполне конкретная Ирина Ивановна. 

Современные романы про современную жизнь или современный взгляд на жизнь прошлую. И, конечно же, это будет много слов, много смыслов, много кругов. Это же современный роман, а не линейная история. 


Современную литературу ругают за бред

Есть такая общая претензия — это фуфло, бредятина, зачем тратить свое время на ЭТО! 

Ага. Но сначала отрицали возможность персонажам выражаться и проживать правдоподобную жизнь, они должны говорить изящнее. Потом отказывались следить за развитием разных линий. Теперь, значит, вышел бред. А ничего, что все это связано? 


«Сейчас так не пишут»

Это было в критической заметке, тогда я не поняла.. А значило вот что: 

  • Сейчас история или персонаж — это набор типичных элементов. Только таких, которые  нужны, чтобы читатель сложил впечатление. Писатели рисуют типаж, который соответственно поступает. (Интересно, что не всегда) И типаж выписывается по всем деталям — и речь (которую уже не приняли), и внешность, и биография, и поступки. 
  • Сейчас я не могу припомнить, когда я читала внутренние монологи с самим собой. Или «он думал». История выписывается через действие, поступки объясняются в лучшем случае в диалогах или письмах/снах. 

Возьмем что-нибудь классическое, там же символ на символе и «что автор хотел сказать». На самом деле действительно хотел, без желания высказаться никто не пишет. И на самом деле высказываются через символы. Просто сейчас там не пишут. 


Современная литература 

Хоть и состоит из тех же букв, людей и характеров, сильно отличается для читателя. НУ и для писателя, но мы сейчас не об этом. 

Читателю приходится самому составлять образы, удерживать в памяти детали, следить за трансформацией по кускам информации. Но вполне достаточной, конечно. 

И писатели предполагают, что читатели все это могут делать (это же не трудно), и достаточно образованны. Чтобы знать, скажем, чем отличается деменция от Альцгеймера. Потому что объяснять в художественной книжке это никто не будет. И даже симптомы могут считаться само собой понятными.

Ну и представьте, если не так. Если, скажем я, скажем, тут, каждый раз буду по тыще знаков тратить на то, чтобы объяснить. что такое эклектика и почему брови делают лицо. Сколько вы такое выдержите?

А читатель Тургенева же не привык ко всему этому. И ритм слишком быстрый, и слова непонятный, улавливать сленг, разбираться в многогранности характеров. Поэтому ругают. 

Моя теория, если что. Не истина в последней инстанции. 

Отчего я думаю, что переходить на современную прозу надо постепенно. Начинать с того, что легко. И легкие темы, и легкие жанры. Постепенно переходить к более тяжелым формам, более сложной структуре. Если читали Лермонтова, а потом открыли Благоволительниц, прибьет жыж)) 

Я тут списочки набросала, хочу обсудить. 


Легкое

  • Стивен Кинг 
  • Фредерик Бакман (кроме последнего)
  • Борис Акунин
  • Элизабет Гилберт (Город женщин и другие)

Средней тяжести

  • Элена Ферранте (Моя гениальная подруга и другие уже переведены)
  • Селеста Инг (Все, чего я не сказала. Повсюду тлеют пожары)
  • Назови меня своим именем (горячая тема)
  • Гиллиан Флин (Исчезнувшая. Острые предметы)
  • Мариша Пессл (переведено 3 книги. Ночное кино гремело)
  • Халед Хоссейни (про Афганистан. Особенно популярная книга «Бегущий за ветром», но я больше всего люблю «Тысячи сияющих солнц»)
  • Саша Филипенко (первое белорусское имя в этой категории. Красный крест у него)
  • «Мальчик в полосатой пижаме» 
  • Канингем «Дикий лебедь и другие сказки» (популярно стало сказки переписывать)
  • Иэн Макьюэн (Искупление. Амстердам. Иэн — мастер перевернуть все с ног на голову) 

Без подготовки не читать

  • Анна Козлова «Рюрик» и «F20» (кому уже советовала, извниите, но это бомба)
  • Элис Манро (всё)
  • Янагихара, конечно, с Маленькой жизнью (ну нельзя же такое читать после Толстого)
  • «Замок из стекла»
  • «Опосредованно» Алексея Сальникова

Так вот, чего хочу-то. 

Ну во-первых, накипело, а я знаю, что вы умные и начитанные. Мне интересны мнения тех, кто тоже стреляется от классики. И тех, кто на самом деле классику любит, а современную ругает. Может я как-то неправильно с вами спорю)

Во-вторых, я на самом деле понимаю, что чтение проигрывает другим видам развлечений. Книжек еще и много, глаза разбегаются. И я таким способом хотела объяснить, что современная литература классная, если не связывать ее со школьной программой.  

Русская проза на мой вкус слишком мрачная в большинстве своем, и... однотипная. Поэтому тут ее мало. Все это прочитано и отлфильтровано, естессно,  мной. И хотя я не литературный критик, читаю около 15 книг в месяц, считаю себя уже большим читателем.  И если бы вы вдруг хотели спросить «Что почитать, ЮльСанна». Вот, надеюсь, пригодится. 

И в-третьих, давайте вместе еще подумаем над моим ранжированием, дополним, пересортируем. Интересная же тема. Я с удовольствием воспользуюсь вашими советами по современной литературе. Однажды вы мне детективы советовали, я все себе перенесла и читаю, мне нравится.  А тут вот все самой, все самой)) 

promo pl_yum june 16, 2019 13:21 24
Buy for 200 tokens
Когда все блоги прочитаны, все видео промотаны, а воз и ныне там вам нужно что-то, чтобы начать это применять. «просто начни и делай» Да? Как будто начать и делать просто. Но если бы это было действительно так, все всё делали бы. Понимаете? Все и всё. Изменения — это совсем не просто. И делать…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.