pl_yum

Categories:

Киношный способ научиться считывать образы

Моя тема сегодня о необычном методе работы над образами. Так как я работаю с одеждой, знаю кучу всего про художественные смысла, просто так смотреть кино, по понятным причинам, я уже не могу: считываю костюмы непроизвольно или в поисках клиентских решений иду пересматривать костюмы у персонажа.

И я уверена, что человеку в активном поиске решений (с одеждой) поможет то, что я сегодня расскажу.

https://www.pinterest.ru/pin/667658713493827342/
https://www.pinterest.ru/pin/667658713493827342/

Детали и общий план

Я не слишком люблю многокартиночные разборы сериальных костюмов, где автор, как литературный критик, начинает искать знаки буквально везде. Тут галстук в горохи чуть более крупные, потому что герой в нервном напряжении. Тут гладкая юбка героини, как знак ее смирения и покладистости.

Несмотря на то, что с вероятностью 99 из 100 все действительно так, ну знак и знак, ну в напряжении и ладно же! Эпизод делает не только костюм. Есть актер, оператор, музыкальное сопровождение как минимум - все работает в комплексе.

Поэтому лично мне не нравится перебирать эпизоды и, вознося палец, к небу рассказывать, будто каждая пуговица имеет смысл.

Коллеги, имеет! Правда! (на 99%, бубубу)

Но такая же правда в том, что в жизнь эти пуговицы перенести нельзя.

Кино берет устойчивый, узнаваемый образ из жизни, наполняет точными деталями и отдает назад, потребителю. И когда зритель видит на экране персонажа, за счет деталей (вот тех самых, точных) происходит узнавание и наполнение. Тут-то и срабатывает хорошо известное "встречают по одежке".

У всех нас есть набор знаком, с помощью которых наш мозг выносит первичное суждение: это злодей, это большой начальник, это лакей, это фифа, это "дитя дитем". Первое впечатление. Набор базовых сигналов: стоит напрячься или стоит расслабиться, говорить "ты" или "Вы", можно доверять или бежать.

Дальше человек будет говорить, совершать поступки, жестикулировать, двигаться - и все это наполняет образ, личность и персонажа.

Например, здоровый мужик с хмурым выражением лица и непроницаемым взглядом (типа бандит в книжках). Какую реакцию он вызывает сначала? Подозрение, опасение. Молчит. Ок, может быть неопасный. А потом этот дяденька начинает говорить, шутить, улыбаться и оказывается обаятельнейшим человеком и душой компании. Теперь этот чел может (и будет) все дальше раскрываться, подавая все новые сигналы, делаясь все более живым и выпуклым.

Живого человека мы узнаем со временем, постепенно складывая картинку. А в кино есть от силы час-полтора, да и то не на всего персонажа. Поэтому для зрителя картинка должна складываться максимально четко за минимум времени.

Ради четкости картинки и работает художник по костюмам и вся команда.

Почему сделать внятный образ трудно?

Сейчас же нет только злодея или только героя. Сейчас же герои разносторонние. А сценаристы и режиссеры любят делать всякие контрасты, играть в игры со зрителем, раскидывая подсказки то там, то тут.

Скажем, трансформация героя не может сопровождаться голосом за кадром или целым внутренним монологом как в книге. И мотивы тоже фиг кто опишет сейчас. Нужно создать систему сигналов, чтобы персонаж раскрылся, и зрителю (потребителю) стало бы понятно, почему, зачем, и да, он же действительно мог.

Помните Тосю Кислицину из "Девчат"? Ведь там что ни персонаж, то картинка. Уж если есть Тося - вся такая юная, то открытая, наивная и горячая. Уж если мама Вера, то добрая, мягкая, тихая. А если Анфиса, то с*чка, но за это и несчастная.

Кадр из к/ф "Девчата"
Кадр из к/ф "Девчата"

И все мотивы там понятные просто из факта биографии и имени. И все поступки ожидаемые.

Или фильм 2018 года "Простая просьба". Две главных героини, одна сложная и яркая, вторая типа домашняя простушка. Одна пропадает, вторая копается в ее жизни. Все кино построено на вопросе-драме "кто она и что она реально могла?"

Кадр из к/ф "Простая просьба"
Кадр из к/ф "Простая просьба"

Имена, сцены и костюмы помогают держать интригу или поддерживают персонажа. Но на сложности и многослойности характера все и строится. А у съемочной команды есть всего час, чтобы рассказать нам всю историю.

Создание персонажа сейчас - это как будто мы взяли самое яркое, самый жир, сухой остаток без воды, художественно обработали и отдали обратно.

Взяли у общества и отдали обществу в художественной оболочке.

Подсмотрели у общества и сделали так, чтобы общество (зритель) узнало персонажа.

Практическая ценность

Если вы на том уровне осознания гардероба, что готовы наполнять его мессаджами, фильмы и сериалы помогут вам разобраться с деталями.

Скажем, вы хотите транслировать... что? Силу и власть? доброту и отзывчивость? Находим персонажа и анализируем его. Какие детали дают понять, что этот герой сильный? Или как мы поняли, что человек добрый?

Особенно интересно обычно обыгрываются сложные эмоции - доверие, подозрение, хитрость, позерство, снобство. Трансформация персонажа - сначала был плохим, стал хорошим. Как мы это поняли? Отразилось ли это в деталях внешнего вида (спойлер: всегда да).

Или смотрите, допустим, вы не можете пока проговорить мессадж. Но какие-то персонажи вам нравятся. Вам бы хотелось быть на них похожей. Или хотелось бы, чтобы вас так же воспринимали. А как конкретно? То, что вы наговорите, это и будет мессадж или набор мессаджей, которые вам близки. Не можете про себя, можете описать другого и постепенно добираетесь до себя.

И это, конечно, только верхушка. Только то, о чем я берусь говорить здесь и сейчас. Любое искусство зеркалит общество. Что-то происходит или что-то тревожит коллективное сознание, этой теме придается оболочка и... Поулчается кино, кино, которое трогает, обсуждаемое кино или противное.

Естессно, специально следить не нужно. Но если вы любите и/или смотрите игровое кино, то можно обращать внимание и брать себе на заметку.

В заключение

Все-таки не могу не проговорить, хотя оно и очевидно во многом

1. Костюм делают люди. Обычно с бэкраундом. Обычно с подготовкой. Но люди.

2. Художник по костюмам может ошибаться, рассматривать другой культурный срез, действовать в контексте. То ись все решения нужно рассматривать как мнение. Хотя мнение весьма и весьма авторитетное.

3. Не все в кадре было запланировано как прием. Скажем, белые носочки в "Москва слезам не верит" появились потом, что иначе туфли носить было невозможно. А потом уже в контексте времени и со временем приобрели конкретный смысл.

У меня в планах есть парочка киношных образов, которые я хочу показать. и я в таких текстах буду ссылаться вот именно сюда, чтобы каждый раз не объяснять, что «автор обязательно имел ввиду, а не просто», и что «смысл есть и еще какой смысл».


Попросить про конкретного персонажа тоже можно. Можт не сразу, можт не все, но постараюсь. 

promo pl_yum june 16, 2019 13:21 24
Buy for 200 tokens
Когда все блоги прочитаны, все видео промотаны, а воз и ныне там вам нужно что-то, чтобы начать это применять. «просто начни и делай» Да? Как будто начать и делать просто. Но если бы это было действительно так, все всё делали бы. Понимаете? Все и всё. Изменения — это совсем не просто. И делать…

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.