Categories:

Формально-неформально - базовая настройка в стилизме

Однажды я придумала, как объяснить различия между моделями формальной обуви: мы брали эталон формальности, и вычитали все отличные элементы. Так мы выходили на такое понятие, как «минус 2-3 уровень формальности». И я объяснила, почему в повседневной жизни лучше использовать все-таки «минус 2-3 уровень», отагже «как продуктивно расширить обувной парк». 

Система расчетов на самом деле удобна и жизнеспособна (сам себя не похвалишь, как говорится)), потому что написано было давненько, а вопросы и формулировки оттуда встретились мне буквально два дня назад и вообще регулярно. Так что сегодня предлагаю расшириться до формально-неформальной шкалы. 

 Основные определения 

Формальный — это официальный деловой стиль (общения, письма, одежды), formal. Это эстетика, основанная на соблюдении правил (строгий дресс-код, форма, предписания): можно только то, что разрешено. 

Неформлаьный — антогонист формальности. В стилизме это слово используется для обозначения расслабленного (не официального, не делового) образа. Одежда для отдыха, для отдыха от работы в том числе. Тут нет правил (кроме некоторых случаев, связанных с нормами, со статусом, с неформальными ситуациями в бизнес-целях)

Формальный и неформальный — два больших кита. Либо нам нужно соблюдать правила корпоративной среды, либо мы можем действовать как хотим. И это как горячий и холодный. Однако, как существуют десятки градаций между горячим и холодным (тепленький, теплый, почти не горячий, ну не ледяной и т.д.), так существует и масса градаций между формальным и неформальным. Устоявшихся названий они не имеют, но мы можем оценивать как «недостаточно формальный», слишком расслабленный, overdressed. 

Ситуация осложняется еще и тем, что канонический формальный сейчас нужен разве что в политической среде (а для женщин даже канонический формальный плохо прописан). А канонического неформального вообще нет (в природе нет такого канона, который бы сказал — всё, расслабленнее быть не может). 

То ись в той системе с туфлями мы можем взять совершенно конкретную вещь — и эта вещь самая формальная из всех возможных. Таких (такого эталона) неформальных вещей не существует. 

Нарядность

— это многослойное понятие в стилизме. С одной стороны есть понятие нарядного выходного платья (в широком смысле): нарядный=праздничный. С другой стороны есть понятие нарядной повседневности — smart casual (смарт кэжуал), и это однозначно не про праздничность. И с третьей стороны параметр «нарядности» по-разному дружит с формальностью и неформальностью. 

Нарядная повседневность — это образ более собранный, чем треники с растянутыми коленками. Но при этом праздничной нарядности эта эстетика не просит. 

С формальными образами параметр нарядности дружит расслабляюще. Было максимально формально, добавили нарядных элементов (лаковые туфли вместо гладких кожаных) чуточку формальность сбили. Добавили заметные украшения — еще сбили. Ну и т.д. 

То есть если мы рассмотрим формальность и неформальность как два полюса, то нарядность в одной случае расслабляет, а в другом собирает

_________________________________________

неформальность ---> нарядность <--- формальность

_________________________________________

Как видите (понятно же?, что нарядность как бы тянет формальность в сторону неформальности и наоборот) смарт кэжуал построен именно по такому принципу. И нас будет интересовать тут не праздничная нарядность (не золото, жемчуга, блеск), а элементы повседневной одежды (формальной или неформлаьной) в той плоскости, в которой можно говорить, что этот элемент нарядный (цвет, фактура, элементы отделки)


Образ или вещь

В том самом тексте (с которого все началось) мы рассматривали обувь — брали туфли и считали элементы: декор, цвет, отклонения от канонической формы. Так мы понимали уровень формальности вещи.

Образ состоит из вещей. Есть формальность вещи, а есть формальность образа. Глядя на красивые картинки, вы считываете образ. Глядя на каталог в интернет-магазине, вы оцениваете вещи.  

Образ состоит из вещей разной степени формальности. И сам образ может быть более формальным или более расслабленным. 

На миксе разного рода вещей строится эклектика — прием для соединения разных вещей в одном образе

Отчасти главная (самая самая пресамая большая) сложность практического стилизма в том, что мы мыслим вещами (с чем надеть эту вещь), а оцениваем образ (как все вещи соединились друг с другом и с вами).

Почему сейчас популярна продажа образами — потому что это лишает вас головной боли по поводу микса. Вы купили вещи, получили образ.

Почему мы ошибаемся при заказах онлайн? мы оценили (захотели) образ, а нам в посылке пришла вещь.   

Так вот все эти критерии: формалаьный, неформальный, нарядный — могут относиться и к вещи, и к образу. 

Ну и чтобы окончательно вас запутать: сегодня, в 2к19 мы можем ввести еще один критерий «эклектичность». Эклектичными могут быть тоже и вещь, и образ. 


Как вещи соединяются в образе

Прицеплю сюда еще один базовый текст о принципах сочетаемости — вспомнить всё) В этом тексте мы рассматривали алгоритм сочетания именно вещи к вещи:

1. есть какая-то вещь, с которой все начинается у вас в голове (нулевая вещь) — вещь, про которую вы думаете «с чем ее (нулевую) носить»

2. Три принципа подбора партнера: повинуясь характеру/стилю/эстетике нулевой вещи — раз; в эклектику — два; как составные части идеи — три. 

Для простоты восприятия идейный принцип мы тогда не рассматривали, тут тоже не будем. 

В том тексте я вводила понятие характера вещи, о чем эта вещь? И я знаю, что этот вопрос помог вам. Сегодня добавим чуть более абстрактные характеристики, чуть проще (надеюсь) сделаем восприятие для прагматиков. 

То ись от вот того вопроса «о чем эта вещь» не стоит отказываться, особенно, если вам с ним удобно. Добавьте себе еще один инструмент:

_____________________________

Чем ближе уровень формальности у вещей, тем точнее они подгоняются друг к другу внутри одной эстетики. 

____________________________

Если же вы хотите эклектику, возьмите максимально далекие состояния: формальный костюм и кроссовки; треники и лодочки на шпильках; кроссовки с пайетками; combat shoes со стразами и т.д. 

______________________________

Хуже всего микс получается, если смешивается формальность и неформальность, но не до уровня крутой эклектики.  Практически всегда — это причина ваших сомнений на уровне «что-то не так, не понимаю». Вероятнее всего какая-то вещь микса ушла гулять по формальности, вы ее недоучли, неправильно оценили уровень формальности.


Еще раз про образ в зависимости от вещи и приема

Чтобы вам было проще понять всю красоту и логичность этого инструмента (сам себе не похвалишь, ну вы понимаете)), представьте, что как будто есть такая шкала, где с одной стороны сидит неформальность — это, допустим, -10 (единиц), а с другой стороны формальность — это +10.

Шкала формально. Изображение условно-схематичное, чтобы мы представили бы одну картинку
Шкала формально. Изображение условно-схематичное, чтобы мы представили бы одну картинку

Когда говорим про формальность (бизнес гардероб, строгий дресс-код, корпоративный минимализм) — это +10, каждая «новая» вещь (вещь!) или элемент отнимают от этого канонического (образа) единицы. Подвернули рукава (прием) минус 1, надели акцентные туфли (вещь с характером) минус 2, взяли не черный цвет минус 3, ну и т.д. И примерно из +10 пришли к +4, которые нас и устроят (для нашей задачи). 

Ситуация с неформальностью совсем другая, мы изначально оказываемся на -10 (но это не тот минус, который плохой, негативный, это просто шкала, полюс) Когда добавляем что-то формальное или нарядное, то совсем неформальный образ мы усиливаем, собираем, тянем к бОльшей формальности.  Надели лодочки вместо кроссовок +1 к формальности, надели жакет  вместо кардигана +2 к формальности, взяли сумку (а не рюкзак) +3 и т.д.  И точно так же можем дойти до тех же желаемых для нашей задачи +4, но другими методами. 

Хотя неформальность вот тут — это не ровно такая же вещь, как формальность. Я к этому отличию вернусь.

_________________

Есть характерные вещи, которые как якорь удерживают нас в формальности или расслабленности. Джинсы — всегда про неформальность, что бы мы ни предпринимали, всегда расслабленность. Деловой портфель (не стилизация) — всегда про формальность. Спортивная обувь (резиновая мягкая подошва) — всегда про неформальность. 

Таких вещей на самом деле много, и много говорящих элементов. Например, вертикальные полоски — скорее про формальность, а клетки — скорее про неформальность. Не всегда, и часто обыгрывается, но тенденция такая есть. Принт гусиная лапка (пье де пуль) — обычно про формальность. Мелкие набивные цветочки — неформальность. Горизонтальные полоски с конкретным (щас поймете каким) ритмом — практически всегда отсылки к морской теме и как следствие к курортной эстетике, а это в свою очередь про отдых, то есть про неформальность. Манжета на брюках — формальность, стрелка на брюках — формальность. Сарафан — неформальность. И т.д. Этого оч много. 

Однако, если вы думали, что сейчас мы быстренько посчитаем... то наверное все-таки нет. Например, я не могу вам сказать, дескать элемент — это плюс-минус один, а вещь... как? что? И возможно даже стоило бы остановиться еще два абзаца назад. 

Но даже если я не могу показать вам, «сколько вешать в граммах», я могу показать практическое применение шкалы формальности.


Примеры

Высокая степень формальности, по нашей шкале это +10, элементы расслабляют образ, «сбивают спесь».

https://www.pinterest.ru/pin/718253840554122367/
https://www.pinterest.ru/pin/718253840554122367/

голые ноги — минус 1, топ похож на футболку, скорее всего она и есть — минус 2, укороченные брюки — минус 3, мягкая сумка — минус 4

Если хотим сделать еще более расслабленно, то: подворачиваем рукава — минус 5, добавляем заметные украшения — минус  6, можно вставить контрастный пояс — 7.

Если наоборот мы хотим максимально формальный образ, то берем длинные брюки, закрытую обувь, надеваем шелковый топ, берем жесткую деловую сумку. 


Высокая степень неформальности (по нашей шкале та часть, где -10)

https://www.pinterest.ru/pin/289215607317256479/
https://www.pinterest.ru/pin/289215607317256479/

  Жесткая сумка — плюс 1 , волан — плюс 2.  Если бы были немягкие туфли, то было бы плюс 3. Ну и наверное все. 

Но с неформальностью всегда интеерсно тем, что и выходить из этого состояния не нужно (я обещала вернуться, вернулась). Мы легко можем представить себе ситуацию — слишком нарядная, вырядилась, слишком старалась даже. Поэтому удобно понимать, чем и как сбивать спесь и управлять именно уровнем формальности (а не уровнем неформальности).

Если же мы изначально находимся в неформальной шкале, в -10, то нам практически нереально перейти в формальную часть. Недостаточно элементов, слишком говорящие вещи, ну и собственно «ради чего?» Зайдите со стороны формальности, сбивайте до нужного уровня плюсов. 


Представим, что это была попытка из неформального прийти в формальное (хотя это не так)

https://www.pinterest.ru/pin/33706697196574214/
https://www.pinterest.ru/pin/33706697196574214/

были в неформальной части (-10). Пиджак — плюс 1, туфли — плюс 2, сумка — плюс 3. Все. 

Почему мы не пошли из формальности, ведь тут есть пиджак. Потому что джинсы — это якорь неформальности, где джинсы, там расслабленность. 


Пример с сильным расслаблением

https://www.pinterest.ru/pin/859554278862688099/
https://www.pinterest.ru/pin/859554278862688099/

Выходим из формального (из плюс 10): много незастегнутых пуговиц — минус 1, укороченные брюки — минус 2, голые ноги — минус 3, спортивная обувь — минус 4, повернутые рукава — минус 5, небрежность в подвороте — минус 6, рубашка, а не блузка — минус 7, эклектика — минус 8. 

Было +10, стало +2. 

Почему мы не пошли от неформальности? ведь тут есть спортивная обувь? Тут, вероятно, первична эклектичность — использование формального и неформального, и все элементы пляшут под эту дудку. Например использована спортивная обувь и черно-белый явно бизнес-стиль. Но дополнительными элементами весь образ сильно расслаблен. При этом мы не переходим в расслабленность (в ту часть шкалы, ибо зачем бы нам ехать на отдых в белой рубашке?), но черно-белая формальность сбита очень сильно. 


Как понять откуда ходить и как, собственно, ходить?

Ходить надо от того, что вам нужно. Вам для ситуации нужна определенная степень формальности-неформальности. То самое надо, чтобы ходить, жить, работать, гулять. Одежда нужна. Нужный уровень формальности/неформальности. 

Вам не нужно этот уровень выдумывать, вы можете считывать его со среды (с принятого в компании корпоративного стиля, с характерной одежды в вашем офисе или песочнице). Либо вы можете этот уровень задать себе сама, вывести его эмпирически. Можно считывать с собственных ощущений внутри мероприятия (я была слишком сиротски одета, надо было поярче). Вы можете хотеть выглядеть конкретным образом (я все-таки в бар иду, что за монашеские одежки). 

_______________________

Совет, которого не просили. Начните с «надо», со среды. Это проще. Если этот этап вы прошли, экспериментируйте с градациями или задайте свой уровень

________________________

В любом случае исходить надо из того. куда и зачем вы одеваетесь. Куда вам надо. Это задаст для вас формальность или расслабленность. И на самом деле и определит выбор вещей. 

Вы идете в корпоративную среду. Вы видите, что все одеваются сдержанно, формализованно, но все-таки это не строгий дресс-код. Вы хотели бы придерживаться деловой эстетики, но хотели бы выделяться. Вам явно в формальную часть шкалы, к строгим брюкам, к стрелкам, к манжетам, к непрозрачности блузок, к прямым юбкам и туфлям на жесткой (не мягкой) подошве. Вероятно куда-то на уровень +5..+7.

Вы идете с ребенком в кинотеатр, есть пиццу и лазать в веревочном парке. НУ ребенок лазать, а вы в болельщиках снизу постоять. Очевидно, что вам в расслабленную часть. Может быть в расслабленно-нарядную. Тут все не замыкается на джинсах, дескать, ах раз расслабленно, раз с ребенком, то где мои джинсы? Это мир смелых принтов, трикотажа, цветных колготок, замшево-плюшевых фактур, свободных (мягких) фасонов. И вам не нужно из расслабленных вещей приходить в формальные. Считать не обязательно. Но если треники вы не любите, то где-то до уровня -2..-3 вполне можно досчитать. 

Больше всего сложностей бывает там, где и формальность не супер-обязательна, и расслабленность не возбраняется. Но сама по себе вы не будете ходить в тех же трениках (для вас это личный запрет). Сложность как раз и заключается в том, что правил нет, а что конкретно вы хотите — вы пока не знаете. Наука стилизма в этом, увы, бессильна. (Хотя бродят у меня мысли, как про вотэтовот рассказать). 

_________

И, коллеги, все. Даже не буду сочинять заключение. Какой-то эпохальный текст получился. Давайте лучше вопросы. И поговорим. 


Подписаться на новости

promo pl_yum june 16, 13:21 17
Buy for 200 tokens
Когда все блоги прочитаны, все видео промотаны, а воз и ныне там вам нужно что-то, чтобы начать это применять. «просто начни и делай» Да? Как будто начать и делать просто. Но если бы это было действительно так, все всё делали бы. Понимаете? Все и всё. Изменения — это совсем не просто. И делать…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened