Открытая культурная система

В связи с 8м сезоном Игры престолов, оч активизировались вот эти заявления «не смотрел и не собираюсь».  Это, безусловно, личное дело, хотя не могу не заметить, что раньше такое скрывали, ибо позорно было не знать про глобальные культурные события. 

Помните, мы как-то говорили про бэкграунд. О том, что с бэкграундом каждый дурак может круто, а ты сделай, чтобы для всех. И я тогда вещала с табуреточки о том, что «круто для всех — это ширпотреб». Не поленилась найти 

Например, есть понятие открытой и закрытой систем. Скажем, физиологический процесс развития беременности. Какие-то внешние факторы на протекание беременности могут повлиять: перенесенная болезнь, прием препаратов. А какие-то нет: смена времен года, политический переворот, овсянка на завтрак с конфитюром, а не с медом. И это пример закрытой системы. 

Мода, культура (и развитие цивилизации) — это, безусловно, система открытая. И на развитие процессов влияет буквально все. Любые явления, большие и маленькие, на открытую культурную систему влияют. И на модную тоже (мода — это вообще в большинстве случаев именно ответ, а не абстрактная идея)

Но только системы эти инертные. Это не так, что ты нажал кнопочку и говоришь «алло». В закрытой системе протекания беременности эффект от перенесенной болезни можно оценить сразу медицинским способом или через условные 40 недель. Долго, не «алло» по кнопочке, но все-таки есть некий срок. В открытой культурной системе фидбэк может быть через несколько месяцев, а может через несколько лет. Какое-то явление может запустить цепочку событий, которая в свою очередь вообще сделает революцию.  Хотя может и нет. 

Скажем, сексуальная революция 60х (раз уж слово «революция» тут вообще замелькало, хехе). Ее причиной стало развитие контрацептивов (фактически одобрение противозачаточных таблеток в мае 1960го). Женщины и девушки перестали так зависеть от беременности, и люди стали свободнее заниматься сексом. А знаете, что этому предшествовало? Женщина по имени Маргарет Сэнгер, в начале 20века она открыла первую (!) клинику (как мы сейчас говорим) планирования семьи, за что была арестована в первые недели работы этой клиники. Потому что в начале XX века говорить о контроле рождаемости и защищаться от беременности было аморально (а кое-где и до сих пор). Потом Маргарет и клинику свою поддерживала, и сексуальную грамотность женщин повышала, начала работать с фармацевтом и они вместе (не знаю, если честно, как это «вместе» распределялось) «придумали» гормональные противозачаточные таблетки. Вот они, таблетки, и запустили сексуальную революцию. А что запустило саму Маргарет? возможно ее собственная семья, в которой мать родила 18 детей, возможно работа Маргарет медсестрой и последствия подпольных абортов, а возможно вообще какие-то личные мотивы. Это не принципиально, хотя мне лично оч интересно узнать, где была эта точка невозврата. Принципиально для нашего с вами разговора сейчас понять, что мир, цивилизация всегда реагируют на события. Событие произошло, мир поменялся, еще одно событие, еще одно изменение. И так и идет развитие. Такой процесс. 

Всегда при оценке современной культуры есть некоторая сложность в том, что считать знаковым. В историческом ракурсе проще. Были события, были последствия, можно проанализировать, сделать выводы.  Допустим, столетие назад,  еще сохранились документальные источники, еще «сохранились» люди, которые могут что-то рассказать об этих источниках. Вот я вам цельную историю рассказала в предыдущем абзаце, я ее узнала в более длинной версии. И мне эту историю рассказал автор, переработав энное количество источников. В общем, анализируй, не хочу. А вот сейчас, внутри событий, не ясно, за чем следить, а что — пшик. 

Но совершенно ясно, что 8 сезонов Игры престолов — это не пшик. Это гигантское по значимости культурное событие. Сейчас мы живем уже в эпоху «после», и возможно сейчас это как бы обыденность. Но первые 3-4 сезона мы могли наблюдать и ощущать еще эпоху «до». И очень много тогда было разговоров, книг, передач, интервью о том, что это за разрыв такой, откуда такая бешеная популярность, активно педалировались образы и герои. Тогда, кстати, к тем, кто не смотрел относились скорее как к счастливчикам. 

Сейчас сюжет, персонажи и фразы из Игры престолов — это некий культурный код, который не требует объяснений.  Сейчас это тоже самое, что «Джо не делится едой». Или «все люди врут». «Хорошие сапоги, надо брать», «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра», «Ку», «Помилуйте, королева, разве я мог бы позволить себе предложить даме водки? Чистый спирт», «I'll be back» Ну и т.д. И вы либо в курсе, и понимаете этот код, либо нет. 

96% чистой леденцовости (с 3:50, че-т не работает вставка по таймеру)

Они ж как бы ничего такого жы не сказали. Но, как грица, кто знает, тот поймет. 

И такие отсылки к Игре престолов и есть сейчас и будут. Потому что открытая культурная система, и открытая модная система уже проглотила культурный феномен и Игра престолов уже стала частью нашего мира. 

И когда взрослый умный образованный с виду человек говорит: «я не смотрел и не собираюсь», этак с гордостью говорит, то выглядит такой человек ну как минимум глуповато. Ты живешь в уникальное время, мир меняется под действием шоу! ребят, шоу!!! это даже не противозачаточная таблетка. Ты можешь быть внутри, развиваться в ногу. А ты говоришь — не-не-не. Ну, как грицо, колхоз — дело добровольное. 



promo pl_yum june 16, 13:21 15
Buy for 200 tokens
Бумажная доступна (продолжайте щипать меня). В май шоп ее продают за аж 627 рублей Абсолютно женское чтиво. Стилизм Статьи о моде и стиле из популярного журнала "Абсолютно женское чтиво" под одной обложкой. Это и лонгриды о теории вещей, и эссе о fashion, и короткие емкие ответы на самые…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →